Связь с Тантрой ⋆ Хатха-йога

Связь с Тантрой

Изучение натховского культа и литературы, показывает что тантрическая культура и буддизм системы Ваджраяна, оказали на них огромное влияние, и не будет преувеличением сказать, что верования и практики йоги, тантры и культа натхов — переплетены. В следующем двустишие из «Горакшашатака» (санскрит) говорится о шести ступенях йоги:

Asanam prAnasamrodham pratyAhArAshca dhAranA
dhyAnam samAdhiretAni yogANdAni vadanti Shat

Горакшашатака

Вот эти ступени:

  1. положения тела
  2. контроль дыхания
  3. отвлечение чувств от внешних предметов
  4. концентрация сознания на определенном объекте
  5. медитация
  6. растворение Я и идентификация Я с объектом медитации.

Посредством йоги, в конечном счете, происходит единение с Шивой в сахасрара-чакре, через пробуждение Кундалини. Акцент на кайя-садхану, т.е. процесс создания совершенного и неразрушимого тела и хатха-йога, с её физико-химическими процессами, сделали культ натхов очень близким к сиддхам, а точнее сказать, особой стадией культа в Индии. Двиведи (1950г.) объясняет это следующим образом:

«Некоторые считают, что это по существу криптографический-буддизм или эзотерический буддийский культ, который позже отделился от буддизма и трансформировался в шайвизм. Остальные, с другой стороны, полагают, что натхизм — это, по-существу, шайвизм, который в процессе своей эволюции, поглотил внутрь себя эзотерический буддизм . По этой причине мы находим в нем смесь эзотерического буддизма и йогического шайвизма».

Также необходимо отметить, что самые знаменитые натха-йоги: Матсьендранатх, Горакхнатх, Джаландари и Чаурангинатх были включены в список буддистский сиддхачарьев.

Сен (1984г.) соединяет существование двух отдельных направлений натхизма в начальную ступень. Минанатх и Горакхнатх, их подходы, вовсе отличались от доктрин и практик Хадипы и Канипы. Первая категория следовала путем знания и йоги. В ней не было места женщине, одной из панчамакар тантры (майтхуны) и все Йогины в конечном счете становились Авадхутами. Вторая категория не придавала такой важности йоге, и она не была ориентирована только лишь на знания. Она представляла собой более либеральный подход в принятии тантрических практик и здесь женщина уже не рассматривалась как табу. Эту категория можно отождествить с капаликами. Тем не менее, не смотря на различия и противоречия, между двумя группами не было крупных проблем и, в конечном счете, между ними произошел синтез и растворение конфликта. Йоги гуру стали садху-авадхутами, в то время как йоги-капалики превратились в нищенствующих монахов и домохозяев.

Кундалини-йога занимала первоначальное место в тантрической садхане. Сила Кундалини, дремлющая в муладхара-чакре, пробуждается йогином, который достигает состояния высшего просветления. Абсолютный контроль «ретах»(семени), пранайама и контроль дыхания, полное уничтожение эго – кардинальные принципы состояния садханы, которая выступает как сахаджавастха. Существует много общего между культом натхов и тантра-садханой, поскольку процесс создания совершенного человеческого тела связан с различными стадиями через которые проходит Кундалини.

Согласно тантрической традиции, тело – это храм Бога. Это есть Шактидхама (храм Шакти) и Шивадхама (храм Шивы), различные чакры и падмы. Теория творения – Шива и Шакти – ключевая в этой традиции. Тантра в своей основе недуалистична. Брахман – это Высшая Реальность, которая реализуется через садхану. Куларна-тантра так описывает Всемогущего:

advaitam kecidicchanti dvaitamicchanti cApare
mama tattvam na jAnati dvaitAdvaita vivarjitam

Куларна-тантра

что означает:

«Кто-то желает не-двойственности, в то время как другие говорят о двойственности. Человек не знает моего реального состояния, которое свободно от двойственности и недвойственности».

Так же и у натхов, основная цель йоги — достижение самадхи, где уничтожается эго, а Я сливается с Параматмой. Больше не существует никакого осознания границ времени и пространства. Здесь присутствует близкое сходство с физиологической и психической концепций. Как сказано в Горакшашатаке:

yathestham dhAranam vAyoranalasya pradipanam
nAdAbhivyaktirArogyam jAyate nAdashodhanAt

Горакшашатака

что означает:

«очищением нади сдерживается прана, разжигается огонь пищеварения, слышен внутренний звук, а тело освобождается от болезней».

Внутренний звук становится сладостнее и более красивым, когда йоги проходит высшие стадии садханы. Как упоминалось ранее, на начальной стадии оглушающий звук подобен грому, барабану и океану. После этого проходит минута и слышится мягкий звук, подобный колоколу, раковине моллюска, птице, лотосной пчеле, флейте и бамбуковому инструменту. В Натха-культе, практики «нада», рассматриваются как важный аспект садханы.

Другая близкая связь с буддистской тантрой подтверждается очень известной работой Кауладжяна-нираная, которая ссылается на фразу «маччхагханапада-ватарита», то есть обнаруженная Матсьендранатхом, который соотносится с Луипой. Матсьендра или Маччхендра, или Маччхагхна, основатель школы Каула, как полагают, происходит из Чандрадвипы (или Шандвипы), предположительное месторасположение — Бангладеш. Некоторые ученыесчитают, что это место должно быть достаточно близко к Камрупу.

Длинная линия передачи восьмидесяти четырех сиддхов включает имена знаменитых натха йогинов, что и заставило Шастри подробно остановиться на связи натха-йогинов с буддийским тантризмом. Йога – необходимый компонент тантры и натхизма. Йогины следуют пяти внешним методам, для достижения своей цели, также отличным от восьми ступеней составляющих систему Патанджали:

  1. Яма (контроль чувств)
  2. Нияма (изучение Шастр и медитация)
  3. Пранайама (контроль дыхания)
  4. Асана (позиция)
  5. Пратьяхара (отвлечение ума от внешних объектов)

Все это лежит в основе самадха-йоги, которая по-существу обозначает остановку умственного процесса и потерю осознания ограниченного Я.

Шесть категорий самадха-йоги:

  1. Дхьяна йога
  2. Нада йога
  3. Расананда йога
  4. Лайясиддхи йога
  5. Бхакти йога
  6. Раджа йога

Натха-йогины следуют хатха-йоге. «ха» — означает солнце, а «тха» — луну. Процесс, благодаря которому достигается соединение солнца и луны, называется йога. Это основная тема Горакша-паддхати и Горакшашатаки.

«Чандрадитьяпарамагам» (санскрит) говорит следующее о йогинах:

suratinAma yA kanyA yoganAth-vivAhitA
sA kanyA saktigarvA ca prAdurAsit sulakshanA
mamAg~Naya yoganAtho vivAhamakarot purA
tasyAh garveabhaban putrA AdinAthAdi sorhasa
AdinAth-minanAth-satyanAth-Sachetanah
Kapilo nAnakascaiba sorhete grihavAsinah
Giri-puri-vAratyAdi sailonAga sarasvati
rAmAnandi-shyAmAnandi sukumArAcyutosthA
ete daSha graham tyaktvA bhramanti digdigantaram

Чандрадитьяпарамагам

Что означает:

«Йоганатх женился на хорошей женщине, по имени Сурати. Женщина дала рождение 16-ти сыновьям, включая Адинатха. Шесть из этих сыновей, а именно: Адинатх, Минанатх, Сатьянатх, Сачетананатх, Капиланатх и Нанакнатх — были домохозяинами, остальные десять, а именно: Гиринатх, Пуринатх, Бхаратинатх, Шаилонатх, Наганатх, Сарасватинатх, Рамананданатх, Шьяманандинатх, Сукумарнатх и Ачьютанатх — отказались от всего мирского и стали путешествовать с места на место».

Следующее описание из Агамасамхиты (санскрит):

iShvarAdudbhavo yogi rudra akAdasaibaca
pradhAnasca mahAyogi vindunAthasca putrakah
tasya putrah AdinAtho rudrakulaprakAShaka
siddho gorakShanAthasca minanAthastathottama

Агамасамхита

Что означает:

«Биндунатха был рожден от Махайоги, а его сын Адинатх является прародителем знаменитых йогинов, а именно Горакшнатха и Минанатха».

«Хатха-йога-прадипика» упоминает имена нескольких йогинов, в числе которых есть и знаменитые натха-йогины, о чем говорится ниже:

shri AdinAtha-matsyendra-saradAnanda bhairabAh
сaurangi-mina-gorakSha-birupAkSha-bileShayAh

Хатха-йога-прадипика

Связь с шиваизмом.

Как упоминалось ранее, культ натхов имеет тенденцию к религиозному синкретизму. Шайвизм обеспечивает другие важные компоненты в этом процессе. Шива в культе натхов — ни Рудра ведической эры, ни Махайоги Шива пуранического периода. При этом, он не просто аскетичный Йогешвара со спутанными волосами, но и Пашупати с двойными свойствами разрушения и благодеяния. Здесь у Шивы особый характер. Он абсолютно всемогущ и в то же самое время он напуган безмерной силой сиддхов. Как показывает история Маникчандры, Господь Шива боится Маянамати, которая наделена Высшим Знанием:

mor kathA kan yadi maynAr barAbar
kailAs bhuban mor kairbe landabhanda

(Манкчандра Раджар Ган в Бенгали)

что означает:

«Я боюсь Маянамати, поскольку она способна играючи разрушить гору Кайлас»

Другой случай из «Горакхвиджая» показывает силу Горакхнатха, которая ужасала даже Яаму:

gorker dekhiA kop yama kAmpe dare
yatek kAgoj ani dilek gochare

Горакхвиджая

что означает:

«Яма, бог смерти был напуган, когда увидел Горакхнатха».

Другая точка зрения о схожести связана с кайя-сиддхи. Тантрическая садхана отводит главное место мукти (освобождение), через «бхукти» (удовольствие, получение наслаждения). Когда обретены кайя-сиддхи, то тело становится таким же сильным как ваджра и свободным от болезней и распада. Натха-йогины также следуют методу ваджра-йоги и кайя-сиддхи. Йогины говорят: «Акаша-чандра-бхеда», через что останавливается нисходящий поток амброзии. Существует четыре типа чандры (луны), а именно: адичандра, ниджачандра, унмадачандра и гаралачандра. Ниджачандра соединенная с акашачандрой, присоединена к сахасраре. Когда йогины пьют «гаралачандру», то тело и ум очищаются и йогин становится сиддха-дехой. Кайя-садхана вместе с концепцией Шива-Шакти, очевидно показывает влияние Тантры на Натха культ.

Каула-джняна-нирная, следующим образом описывает концепцию и взаимосвязь Шива-Шакти:

shiva-madhye gatA shaktih kriy A-madhya-sthitah shivah
j~Nana-madhye kriyA linA kriyA liyati icchayA
icchA-shaktir-layam yAti yatra tejah parah shivah

Каула-джняна-нирная

что означает:

«Шакти погружается в Шиву. Шива погружается в действие (крийа), крийа погружается в знание (джняна) через желание (иччха), а Иччха Шакти — в Шиву, и это есть Высшая Реальность, состояние «Парах Шивах». В этом состоянии Шакти остается дремлющей в Шиве. Это не имеющее атрибутов состояние сравнимо с Шуньей (пустотой) в Шайва Агамах. Это уникальное взаимоотношение Шабда Брахмана с тремя формами проявления Шакти, такими как: Джняна, Иччха и Крийа, а так же окончательное не имеющее атрибутов состояние, наступающее во время тотального прекращения творения, обеспечивает явные общие факторы между тантрических доктрин, шиваизма и натхизма.

Как отмечается в Горакха-сиддханта санграхе (санскрит) (стр.39), поиск нады – важная цель йогина:

shri AdinAthena sapAdakoti
layaprakArah cathita jayanti
nAdAnusandhAnakamekameba
mAnyAmahe mukhyatamam layAnAm

Горакха-сиддханта санграха

Это напоминает концепцию нады в шайвизме. Где нада – это антах санджалпатма», то есть причина внутренней речи, олицетворение всех слов и значение в недифференцированном единстве (Нада карика: 8).

shabdabrahmani niShNAtah
parambrahmAdhigacchati

Нада карика

что означает:

«Тот, кто способен реализовать Шабда Брахмана, тот реализует Парам Брахмана, то есть самого высшего Брахмана».

Источник