Натхи — основоположники хатха-йоги ⋆ Хатха-йога

Натхи — основоположники хатха-йоги

Автор: Йоги Матсьендранатх Махарадж

В традиционной индийской йоге особое место занимает категория садху шиваитов, которых называют натхами. В Индии их считают родоначальниками хатха-йоги, той самой, которой сейчас занимаются во всем мире, хотя мало кто знает, что ее методы берут своё начало от натхов. Наиболее известный из натха-йогинов — великий сиддха Гуру Горакшанатх. Нам довелось пригласить в свою студию человека, который первым из русских нашел в Индии натхов. Пройдя у них подготовку, все стадии посвящения, он получил титул Учителя в этой традиционной линии йоги. Мы попросили Йоги Матсьендранатха Махараджа (это имя он получил при принятии санньясы) дать определение понятию натха-йоги, что даст возможность в полной мере ознакомиться с духовными аспектами йогической традиции.

Для начала необходимо дать определение понятию натхи, поскольку относительно них существует множество самых различных представлений. Для того чтобы понять, кто такой натх, нам нужно рассмотреть некоторые метафизические аспекты самой традиции. В Индии натхами называют категорию садху-шиваитов, которые являются основоположниками хатха-йога-садханы. Шива известен как вечная трансцендентная реальность, как Абсолют, не имеющий качеств, но в то же время все существующие качества не­отъемлемы от самого Шивы. Качества (гуны) больше свойственны его творческой энергии — Шакти(санскр. «шак» — сила). Благодаря Шакти происходит процесс раскрытия Абсолюта в виде самых различных энергий, миров, форм и ка­честв. Таким образом, эта сила (Шакти) создаёт тела Богов, людей и всех одушевленных и неодушевлённых существ. Хотя можно сказать, что на самом деле всё изначально является духом, так как творящая энергия Шивы, по большому счёту, не отлична от самого Шивы. Как говорят различные тантрические писания и тексты натхов, Шива и Шакти — это одна сущность. Однако многие тантрические традиции в Индии раздели­лись: на тех, кто отдает предпочтение женскому божественному началу, их называют шакты, и тех, кто поклоняется Шиве — шайвов. Шакты считают, что без Шакти — Шива мёртв, он пустота (шунъята), и поэтому нам сложно понять, кто такой Шива. Только благодаря Шакти Он об­ладает многочисленными формами, такими как Рудра, Бхайрава, Пашупати, Агхора, Шамбху, Ардханаришвара, Харихара, Натараджа, Ишвара и т.д. Обычному человеку с его мирскими при­вязанностями и загрязнённым восприятием мира очень сложно понять, что означает выражение: «Всё есть Шива, всё есть Бог». В мире так много религий, культур, мировоззрений и систем цен­ностей, так много представлений о том, что такое Абсолют и духовность, что можно очень легко запутаться. Всё перечисленное, как и не пере­численное, создано Шакти (силой Абсолюта). Действительно, всё это многообразие является одновременно великой силой знания (махавидъя) и великой силой, вводящей в иллюзии (махамайя). Многие фанатично ориентированные религиозные воззрения отождествляют женщин с тем, что препятствует на пути духовного разви­тия. В ведизме, например, им запрещалось уча­ствовать в религиозных обрядах и т.д. Конечно, во многих случаях это были предрассудки, вы­званные непониманием как божественной, так и иллюзорной природы Шакти, ведь ни просветле­ние, ни пребывание в заблуждении не зависит от половой принадлежности.
Шакти, известная как Маха Кундалини — тво­рит пять грубых элементов, она проявлена в со­знании (читти-шакти), в жизненной энергии (прана-шакти). Благодаря этой Шакти создают­ся две категории тел — космическое тело Шивы (Пара-пинда) и тела живых существ (Въяшти-пинда). Что же это такое? Чтобы разобраться в этом, попробуем использовать терминологию тан­тризма: Акула — это непроявленный (авъякта), безымянный (анама), бесформенный (арупа), не имеющий качеств (ниргуна) Абсолют; Кула — это проявленная, многообразная во всех отношениях реальность, с именами и формами. Акула — это Шива, Кула — Шакти, Шива — трансцендентный духовный свет (Пракаша), а Шакти — его отра­жение (Вимарша), то есть Шакти всегда отра­жает Шиву, во всех созданных ею бесконечных формах. Но, несмотря на то что Шива распро­страняет себя в виде множества существ, обла­дающих физическими телами, ограниченными пространством и временем, Он, как дух, остаётся все тем же и не теряет своих трансцендентных ка­честв. Эта модель вселенной напоминает герме­тический принцип «всё во всём» или же теорию голографической вселенной, утверждающей, что каждая точка вселенной способна отражать всю вселенную и любую иную точку в пространствен­но-временном плане. Следовательно, все объек­ты мира имеют одну родственную связь, недаром всё проявленное мироздание называют Кула (то есть семья). Придерживаясь этой точки зрения, натховские тексты утверждают, что космическое тело Шивы было создано из Ниргуна-Шивы и Шакти. Это высшее трансцендентное тело Шивы на самом деле является сверхтрансцендентным, поскольку олицетворяет союз (ямала) Шивы и Шакти. С одной стороны оно включает в себя всё, что существует в Куле и Акуле, а с другой — оно находится вне этих метафизических категорий. Это тело Шивы заключает в себе все остальные тела (вьяшти-пинда), тела всех Богов и, самое главное, самого изначального Абсолюта, благо­даря которому все они находятся в состоянии полного, идеального и самого совершенного рав­новесия, известного как самарасъя. Самарасья — это то состояние, к которому стремится приняв­ший путь натха. Часто термин самарасья пере­водят как «единовкусие», то есть единство всех вкусов. Кроме того, словом «раса» обозначают жизнь, это также качество Шакти, которая дина­мичная и живая. Шива Пара-пинда — охватывает собой всё, но, в то же время, Он вне всего и опре­деляется как «двайта-адвайта вилакшана» или «двайта-адвайта вибарджита» — то, что вне двой­ственности (Кулы) и недвойственности (Акулы).

Как уже говорилось, в традиции натхов принято считать, что все наши тела, по своей сути — тож­дественны трансцендентному телу Шивы, и если мы сможем действительно понять это, то тогда для нас станет понятно, что подразумевалось под терминами сиддха-деха, кайа-сиддхи и, как ни странно это звучит, хатха-йога. Мы сможем по­нять многое из того, о чём говорили такие вели­кие Гуру как Маха Йоги Горакшанатх, Гхеранда, Сватмарама в своих трудах по йоге. Они учили самарасье, союзу «Ха» и «Тха». Многие учения го­ворят о том, что освобождение души происходит только в оставлении мира, часто соотнося с ним все грехи и все демоническое, считая его миром, полным страданий (дукха), и поэтому предла­гают путь освобождения от всего мирского. Что же касается Горакшанатха, то он учит полному освобождению, которое достигается в этом мире. Разумеется, аскетизм приемлем как практика в умеренном виде, так же, как и другие методы различных школ, если они грамотно практику­ются под руководством компетентного Учителя, но все методы, школы и системы мировоззрения только подводят к тому, что вне каких-либо си­стем. Несмотря на то, что Горакшанатх написал множество трудов, его школа никогда не делала акцента на философии, как, например, шесть даршан брахманизма. Горакшанатх говорил, что его подход — это «пракшапакша-бинирмукта» (тот, кто свободен от догматичной привязанности к каким-либо системам мировоззрения, а также свободен от их полного отрицания). Горакшанатх учил трезвому восприятию мира и себя, он не утверждал, что какие-то учения являются пло­хими, или же наоборот — панацеей, его опыт был основан не на «измах» и бесконечных философ­ских теориях, а на опыте переживания самадхи.

Итак, в свете вышенаписанного, вернёмся к тому, кто же такие натхи. Сам термин «натха» переводится как «владыка или повелитель». «В каком смысле владыка? „ — спросите вы. Вла­дыка чего, фирмы, государства или какой-ни­будь материальной собственности? Но в таком случае любой, одержимый властью и деньгами, может называть себя натхом. А что значит сиддха (совершенный)? Это тот, кто проявляет сиддхи (сверхчеловеческие способности)? Если так, тогда получается, что любой развитый экс­трасенс может назвать себя натхом. Или, может быть, это тот, кто живёт по принципу в здоро­вом теле — здоровый дух? Тогда любой спорт­смен или гимнаст смело может утверждать, что он — натх. Натха или сиддха — это ваше истинное Я, или, как его называют в веданте, — Атман, он тождественен вечному бессмертному Абсолю­ту, а так как они изначально тождественны, то имя Шивы — ваше имя, имя того, кем вы изна­чально являетесь. По учению натхов, не только наша душа тождественна Шиве, но и наше тело тоже тождественно телу Шивы, который, как уже говорилось, является нераздельным с Шакти. Дух не является по большому счёту чем-то отдельным от материи, материя — также одно из состояний духа, следовательно, одухотворён­ность — это понятие, не являющееся свойством только лишь мира Богов или непроявленной реальности, соответственно, кайа-садхана — это одухотворение тела. Под словом сиддха подразумевается совершенный Шива, в самом что ни на есть широком смысле слова, равно как и натха. Шива — это Ади-сиддха, Ади-натха, Ади-гуру. Каждое живое существо, как и Шива, обладает Шакти внутри своего тела Шакти, зна­комой всем вам под названием Кундалини.

В известном шактийском тексте Лалита-сахасранама перечисляются среди прочих имён Богини имена, которые соотносятся с различ­ными чакрами, с пятью элементами чакр, а так­же шакти, которые их контролируют (Дакини, Ракини, Лакини и т.д.), шакти трех грантх, семи дхату, пяти пран, всего тела в целом, включая манас, буддхи, аханкару. Части Шри Янтры, которая символизирует тело Богини, соотносятся с Йогини, которые соответствуют четырнадцати пади, а следовательно, и всему, что есть в нашем психофизическом существе. При правильной садхане мы способны осозна­вать все проявления Шакти, которые есть не что иное, как проявление единой Маха Шакти. Наше сознание тождественно сознанию Шивы (Парасамвит), через активацию Кундалини-шакти мы пробуждаем его, и наоборот — осозна­ние проявления Шакти поднимает наше созна­ние на другие уровни Шива-таттвы.

Почитанию Шивы у натхов (Ишвара-пуджана) предшествуют практики хатха-йоги. Все это, вместе с остальными предписаниями Ниямы, формирует правильное намерение и на­дежный духовный ориентир и фундамент для садханы хатха-, лайя, раджа-йоги. Нияма фор­мирует мировосприятие садхака, которое не­обходимо для правильного понимания практик хатха-йоги: асан, пранаям, мудр, бандх, крий, наданусандханы, аджапа-джапы и других. Их использование в собственной садхане подни­мает сознание на качественно более высокий уровень. У натхов Нияма состоит из большего количества ступеней (анг), нежели у Патанджали в Йога-сутрах. В ордене натхов, в зависимо­сти от посвящения и от того, какую садхану вы совершаете, существует разное количество Ниям (предписаний), обычно их передаёт Гуру. Как правило, это практика джапы (повторение дикша-мантры — мантры, полученной при по­священии, а также мантр, имеющих отношение к ритуальной части), регулирование питания (митахара) и др.

Источник